Цитата дня

Наверное, в самой природе человека заложено ожидание исполнения желаний как подарка,

вместо того, чтобы прилагать усилия для их воплощения.

                                                                                                                                                            Карен Хорни

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТОВ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ПО ПСИХОАНАЛИЗУ

ОДЕССКИЙ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТОВ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

ПО ПСИХОАНАЛИЗУ

Утверждено

Педагогическим советом

Одесского Психоаналитического Института

Составитель: Салий Ю.А.

Пособие содержит квалификационные условия написания рефератов и дипломных работ по психоанализу (истории возникновения и развития психоанализа, теории и практики психоанализа личности и общества, психоаналитической философии): консультативные рекомендации по выбору темы и ее теоретической разработке; сведения об организации выполнения и защиты; а также – обязательные требования в отношении структуры, научного аппарата и оформления. Пособие предназначено студентам 1 -3 курсов Одесского Психоаналитического Института.

 

Оглавление

 

Введение

1.

Общие сведения о выполнении рефератов.

2.

Общие сведения о выполнении дипломных (квалификационных) работ.

 

2.1.

Рекомендации по выбору и разработке темы.

 

2.2.

Структура текста.

 

2.3.

Условия научного руководства, порядок проверки и проведения защиты.

3.

Оформление рефератов и дипломных работ.

 

3.1.

Внешний вид.

 

3.2.

Структурирование текста в главы и параграфы.

 

3.3.

Оформление научного аппарата.

 

3.4.

Оформление приложений.

4.

Учебный план по выполнению рефератов на 1 – 6 семестры.

 

Введение

Рефераты и дипломные работы относятся к формам научно-исследовательской работы и являются неотъемлемой частью подготовки специалистов по гуманитарным и социальным наукам, в том числе и по психоанализу. Студенты Одесского Психоаналитического Института обязаны выполнять рефераты на 1 -3 годах обучения, а на его завершающем этапе – написать и защитить дипломную (квалификационную) работу.

По желанию студент может написать научную статью, подготовить обзор, тезисы, выступление на научной конференции или семинаре, что также носит исследовательский характер, но не является обязательным видом работы для всех студентов.

Реферат, диплом являются научными разработками конкретной темы в небольшом объеме в процессе обучения. Являясь учебными произведениями, они должны по своему содержанию и форме стремиться к идеалу "настоящего" научного текста, например, статьи или книги.

Данное пособие содержит как консультативные рекомендации в отношении содержания рефератов и дипломных работ по психоанализу, так и нормативные требования к их оформлению. Точкой приложения творческих и исследовательских способностей автора является научное содержание работы, в то время как ее подготовка подчиняется общему порядку, а оформление – действующим государственным стандартам, поэтому правила оформления носят обязательный, нормативный характер.

Как консультативные рекомендации, так и нормативные требования сформулированы, по возможности, исчерпывающе и лаконично. Образцы оформления с целью наилучшей интеграции знаний не вынесены в приложения, а расположены внутри текста, непосредственно за описанием.

 

1. Общие сведения для выполнения рефератов

Рефераты являются одной из основных форм самостоятельной работы студентов и средством контроля за усвоением учебного материала.

Реферат представляет собой краткое изложение тематической группы нескольких книг (монографий, статей) по определенной проблеме, вопросу, дискуссии или концепции.

Реферат не предполагает самостоятельного научного исследования и не требует определения позиции автора. Главная задача при его написании – научиться осуществлять подбор источников по теме, кратко излагать имеющиеся суждения, сравнивать различные точки зрения.

Объем и структура реферата варьируют в зависимости от целей из задач, предъявляемых к нему в том или ином учебном или научно-исследовательском заведении.

В Одесском Психоаналитическом Институте объем реферата должен составлять не менее 5 страниц. В нем рассматриваются и, соответственно, составляют список использованной литературы не менее 5 первоисточников.

По желанию студента, реферат может иметь план и быть разбит на соответствующие части. План реферата, равно как и список использованной литературы в общем объеме страниц не учитываются.

Оценивается реферат недифференцированным зачетом.

2. Общие сведения о выполнении дипломных

(квалификационных) работ

Смысл дипломных работ состоит в приобретении навыков самостоятельного решения практических проблем с научных позиций и письменного изложения полученных результатов.

Выполнение дипломной работы предполагает углубление и систематизацию полученных знаний по психоанализу в целом и по избранной теме, в частности; выработку навыков работы с первоисточниками; развитие умений применять полученные знания для решения конкретных практических проблем; формулировать и аргументировать собственную позицию в их решении.

 

 2.1. Рекомендации по выбору и разработке темы

Выполнение дипломной работы условно складывается из следующих этапов: выбор темы; подбор и изучение литературы (книг, монографий, пособий, статей и практических материалов); составление плана работы; ее написание; предоставление работы научному руководителю; устранение указанных недостатков; получения отзыва от научного руководителя и защиты; получение рецензии оппонента.

Дипломная работа не является пересказом изученного материала, а представляет собой его творческую переработку на основе знакомства с состоянием исследований по избранной теме и самостоятельного грамотного применения понятийного и методологического аппарата науки.

Дипломная работа обладает всеми чертами научного произведения: в ней сформулированы проблема, цель и задачи; обоснована актуальность исследования; изложена степень изученности проблемы; демонстрируется практическое применение теоретических конструктов; и содержатся научные выводы, имеющие значение для дальнейших исследований проблемы.

Тема диплома формулируется самостоятельно по согласованию с научным руководителем. Формулировка должна быть предельно конкретной. Не следует предлагать темы, разработка которых потребовала бы многолетних усилий целого научного коллектива.

Вне зависимости от избранной темы дипломная работа по психоанализу бывает трех видов: собственно-теоретическая, прикладная и клиническая.

Собственно-теоретическая дипломная работа представляет собой сопоставление имеющихся теоретических концепций по избранной теме, демонстрацию общего и противоречий терминов, понятий, теоретических конструктов и подходов к описанию того или иного психического феномена.

В прикладном и клиническом дипломе теоретическое изложение избранной темы иллюстрируется соответствующим материалом.

Иллюстративным материалом прикладной дипломной работы служат продукты человеческой культуры – произведения литературы, кинематографа, других видов искусства (психоанализ общества) или существующие в рамках других наук исследования человеческой психики (психоанализ личности).

Практикующие психологи могут писать клиническую дипломную работу, где иллюстративным материалом выступают собственные наработки автора, представляющие собой консультативную работу объемом не менее 10 сессий под руководством супервизора на протяжении не менее 3 супервизий.

В процессе подбора и изучения литературы следует использовать источники, указанные в рабочей программе курса и списке дополнительно рекомендованной литературы. Важное значение имеет самостоятельный поиск библиографических источников. Типичным недостатком при подготовке является незнакомство с новым материалом по исследуемой теме.

Рабочий план дипломной работы рекомендовано составлять после изучения первоисточников, согласовав его с научным руководителем.

План делается развернутым как перечень вопросов, раскрывающих тему работы. Названия и последовательность пунктов должны отражать логику исследования. В процессе написания работы план может быть скорректирован.

 

2.2.  Структура текста

 Самостоятельность научного творчества студентов проявляется в свободе выбора темы дипломной работы, что позволяет реализовать индивидуальные научные интересы и своеобразие познавательных стилей студентов.

Вместе с тем свобода научного творчества требует умения ориентироваться в теоретико-методологических основах.

В первую очередь это касается овладения понятийным аппаратом науки, который отражает ее предметную область. Понятийный аппарат работы выполняет важнейшую роль в процессе ее подготовки: он служит для описания избранного объекта и предмета исследования, научной постановки проблемы, выдвижения гипотез и их проверки, развертывания идеи в содержание и, наконец, для обобщения нового знания о проблеме, полученного в результате работы.

Простыми примерами понятий, которые используются любым из современных направлений психоанализа, являются «бессознательное», «защитные механизмы», «уровень развития организации личности», «тип характера», «интерпретация» и т.д.

Помимо понятийного аппарата дипломная работа содержит описание и анализ теоретико-методологической основы, обработку данных, т. е. их психоаналитическую интерпретацию, на основе которой и формулируются корректные выводы. Овладение теоретико-методологическим подходом формирует чувство избирательной принадлежности к той или иной научной школе, а ориентация в основных подходах в психоанализе делает будущего специалиста способным к профессиональной научной дискуссии. Тем более, что абсолютную объективность позиции даже самого беспристрастного психоаналитика трудно себе представить – она означала бы отсутствие всякого интереса и к описанию и к интерпретации наблюдаемых феноменов.

Структура текста включает: титульный лист; оглавление (содержание); введение; основную часть (обзор теории и ее практическое приложение); результаты исследования – выводы (заключение); библиографию (список использованной литературы); приложения.

Введение служит для ориентации читателя в дальнейшем изложении. Введение целесообразно писать после того, как исследование большей частью выполнено и написаны первая и вторая главы. В этой части работы обозначаются актуальность исследования, цель, проблема, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы или теории, посредством который данное исследование осуществляется, и кратко описывается проделанная работа.

Начинается введение с обоснования выбора темы и раскрытия основных понятий, фигурирующих в названии работы.

Обоснование выбора темы определяется актуальностью исследования, степенью его важности для решения проблемы (проблема отвечает современной социальной ситуации, привлекает внимание многих исследователей, требует прояснения и дополнения, остается открытой в силу существования противоречивых концепций и т.д.).

Раскрытие основных понятий неразрывно связано с определением теоретико-методологической основы исследования, то есть краткого перечисления и описания теорий и методик, через призму которых тема работы разворачивается в ее содержание.

Проблема исследования предопределяет актуальность исследования, то есть объясняет необходимость и целесообразность проводимого исследования. Подобная необходимость вытекает из существующих противоречий (в природе исследуемого психического явления, между различными точками зрения авторов, между существующей концепцией и неубедительностью результатов ее применения), социальных тенденций, влекущих за собой необходимость перестановки акцентов в уже существующих теориях или попытку создания новых объяснительных систем.

Предмет исследования – то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования соотносятся как целое и часть.

Поскольку предметом психоаналитического исследования так или иначе является определенный психический феномен, объект исследования во многом совпадает с представлением об испытуемом и выборке в социальных и гуманитарных науках. Таким образом, объектом исследования психоаналитической работы является отдельная личность как представитель типа личности определенного уровня развития (в случае клинического диплома) или уровень развития личности, наконец, тип личности в целом (в случае собственно-теоретического и прикладного диплома).

Гипотеза – предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – предполагаемое решение проблемы. Она определяет направление научного поиска, который представляет собой проверку гипотезы на заявленной теоретико-методологической основе.

Соответственно целью работы является проверка имеющейся гипотезы посредством описываемых теорий и методик или демонстрация их дефицитарности по отношению к существующей проблеме.

Если гипотеза может быть подтверждена или опровергнута, то целью является собственно ее проверка, другими словами – цель – получить результат исследования, по отношению к которому проделанная работа выступает как его аргументация.

Цель работы порождает определенные задачи по достижению этой цели. К задачам относится как теоретическая разработка заявленной темы, так и сбор материала, его систематизация в определенном ключе и/или анализ.

Текст, расположенный между введением и заключением является основной частью, которая никогда так не озаглавливается. Основная часть состоит из нескольких, (как минимум, двух) глав.

Подобное деление подразумевает изложение теории и иллюстративный материал (теоретическая и практическаячасть) в случае прикладной дипломной работы и клинического диплома; отражает последовательность, закономерности или существующие противоречия в развитии избранной темы в психоаналитической теории в случае собственно-теоретической дипломной работы.

Особое внимание уделяется структуре основной части при написании клинического диплома.

Если теоретическая и практическая часть прикладного диплома приблизительно равны по объему, в клиническом дипломе основной упор делается на описание и анализ проведенной практической работы.

Теоретическая часть клинического диплома сосредоточена, главным образом на описании конкретного психического феномена, который, по мнению автора, был выявлен при работе с клиентом, в концепции тех или иных авторов, школ, направлений психоанализа.

Практическая часть клинического диплома включает: анамнез, собранный в первичном интервью; динамику проведенной работы (совокупную, а также краткое описание динамики каждой сессии); анализ динамики, целью которого и является демонстрация наблюдаемого, по мнению автора, психического феномена. Анализ динамики содержит как собственное мнение исследователя, так и мнение супервизора. Этот анализ является аргументацией выдвинутой автором гипотезы. В случае, если супервизор выдвигал альтернативную точку зрения, анализ динамики содержит также аргументы супервизора и контраргументы исследователя.

Материалом для анализа динамики могут выступать как сессии первичного интервью, так и любая другая часть проведенной с клиентом работы.

Главы дипломной работы разделены на параграфы.

Деление текста на части и количество частей зависит от структурирования проблемной области работы и стиля изложения материала. Главы и параграфы следует выделять в соответствии с логикой изложения, аргументацией ее основных положений, а не потому, что через каждые десять страниц должна начинаться новая глава. Вместе с тем части работы должны быть пропорциональными по объему и научному содержанию.

Не следует увлекаться делением текста на части и оформлять каждый абзац в отдельный раздел. Часть текста с любым заголовком не может быть меньше одной страницы.

Заголовки глав и параграфов основной части должны быть краткими, четкими, последовательно раскрывающими содержание работы в целом. Параграфы должны быть логически связаны между собой и в совокупности раскрывать тему.

При написании текста следует следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль работы. Она должна быть видна не только узкому специалисту по этой теме, но и читателю, непосвященному в данную проблемную область.

В теоретической части работы необходимо отразить использование первоисточников, прежде всего, раскрыть понятийный аппарат, на базе которого возможна постановка и формулировка проблемы в строго научных терминах, так как формой существования науки являются понятия. Теоретические положения при необходимости подкрепляют цитатами.

В теоретической части последовательно раскрывается тема работы. Это означает необходимость не только осветить обозначенные в связи с темой проблемы и возможные решения, но и сопоставить их, дать свою интерпретацию, выразить свою точку зрения в виде собственного решения или расстановки приоритетов уже имеющихся.

Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. Для заключения могут быть использованы названия "Заключение" или "Выводы".

Заключение предназначено для завершения работы по содержанию и форме. Если отдельные главы и параграфы посвящены достаточно детальному изложению отдельных вопросов, то в заключении следует еще раз пояснить их связь друг с другом и сформулировать важнейшие результаты работы в отношении проблемы и конкретных вопросов, поставленных во введении.

Структура заключения является обратной по отношению к структуре введения: оно раскрывает связь данной темы с более широкой проблемной областью. Фактически здесь еще раз заходит речь об актуальности темы, но под новым углом зрения – с точки зрения перспектив дальнейших исследований проблемы. Поэтому в заключение, помимо формулировки результатов, говорится о том, какие вопросы остались не изученными, какие новые исследовательские вопросы возникли в результате работы и в каком направлении следует работать дальше.

Заключение никогда не делится на части, введение – тоже.

Клинический диплом в обязательном порядке содержит приложения в виде протоколов любых двух сессий. Протокол представляет собой предельно близкое изложение происходившего на сессии: как диалог между автором диплома и его клиентом, так и возможные невербальные проявления (поведение, мимика, моторика клиента, контрпереносные переживания исследователя).

В список литературы к курсовой работе включаются все цитированные источники и прочитанная литература, которая относится к теме и оказала существенное влияние на содержание работы. Иными словами, список литературы не ограничивается цитированными произведениями, но все цитированные источники должны быть указаны. Он является показателем проделанной работы и глубины исследования темы.

К дипломной работе прилагается также доклад для защиты дипломной работы. Доклад представляет собой краткое изложение диплома на 4-6 страницах.

При этом в докладе сначала в сжатом виде отражается целесообразность проведенной работы, заявленная во введении (актуальность исследования, проблема, предмет, гипотеза и т.д.), а затем описывается работа.

Автор сам определяет последовательность изложения, которая, по его мнению, наилучшим образом отразит формирование гипотезы, путей и средств достижения цели. Так, например, в случае клинического диплома формирование гипотезы может быть показано, как результат собранного анамнеза, а в случае прикладного диплома – продемонстрировано, как определенный эмпирический материал повлиял на формирование идеи и выбор темы будущего исследования.

Как и дипломная работа, доклад заканчивается выводами, к которым пришел автор в результате проделанной работы.

Дипломная работа, равно как и реферат, должны быть написаны хорошим научным языком. Это означает не только соблюдение общих норм литературного языка и правил грамматики, но и учет особенностей научной речи: ее точности, однозначности терминологии, некоторых правил применения форм речи.

В отношении стиля научной речи следует запомнить, что личная манера изложения в современной научной литературе уступила место безличной (Можно считать, допустим, что...). Местоимение "я" не употребляется, а местоимение "мы" постепенно выходит из обихода.

В использовании терминов необходимо придерживаться принципа единообразия: на протяжении всего объема работы или используются обозначения «Оно», «Я», «Сверх-Я», или «Id», «Ego», «Super-Ego»; или «объекты Самости», или «self-объекты» и т.п.

 

 2.3.  Условия научного руководства, порядок проверки и проведения защиты

На консультациях научный руководитель обязан оказать помощь в составлении личного рабочего плана студента, определении направления разработки темы, выборе понятийного и методологического аппарата работы, основной литературы и материалов (что не исключает самостоятельный поиск источников и их изучение), разработке структуры работы.

Научный руководитель проверяет выполнение работы в целом. Студент имеет право на консультации общим объемом 5 академических часов, прочее время согласовывается с руководителем.

Педсовет периодически заслушивает информацию научных руководителей о ходе подготовки курсовых и дипломных работ.

 

После редактирования текста и окончательного оформления работа подписывается автором и представляется научному руководителю, а также для рецензирования оппоненту.

 Оценка дипломной работы определяется в процессе защиты.

Процедура защиты состоит из краткого выступления студента о содержании работы и ее выводах; вопросов к автору работы и его ответов; отзыва научного руководителя о работе студента над темой; рецензии оппонента; выступлений членов комиссии и заключительного слова студента, в котором он выражает свое отношение к замечаниям и пожеланиям в адрес работы. Члены приемной комиссии принимают решение об оценке дипломной работы на закрытой части заседания приемной комиссии. Оценка работы оформляется дифференцированным зачетом.

Для получения рецензии студент передает один экземпляр работы оппоненту не менее, чем за две недели до назначенного дня защиты. В случае клинического диплома функция оппонента переходит к членам приемной комиссии, которые также должны получить по экземпляру работы за две недели до защиты.

Как оппонент (в случае теоретического диплома), так и любой член комиссии (в случае клинического диплома) имеют право не допустить дипломную работу к защите.

Основными критериями оценки работы являются:

а) степень разработанности темы;
б) использование первоисточников: классических работ, современной литературы, материалов эмпирических исследований;
в) методологическая грамотность;
г) творческий подход;
д) владение дисциплинарным языком и стилем научного изложения;
е) правильность и аккуратность оформления.

 

 3. Оформление рефератов и дипломных работ

            3.1.  Внешний вид

Объем реферата составляет не менее 5 стр.; объем дипломной работы – не менее 70 стр. (собственно-теоретический и прикладной диплом), не менее 50 стр. (клинический диплом).

Любая форма научно-исследовательской работы печатается на одной стороне бумаги формата А-4 в редакторе Microsoft word; гарнитуре типа Times New Roman; кегль 14; через полуторный межстрочный интервал; интервал между абзацами 0 пт – перед, 0 пт – после; с размером абзаца 1,25 см, с полями 3 (левое) х 2 (верхнее) х 1,5 (правое) х 2 (нижнее) см. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста пробелом в два интервала сверху, один – снизу.

Заявления о том, что компьютер (принтер), который используется, нельзя настроить на нужное межстрочное расстояние и т.д., не соответствуют действительности и во внимание не принимаются.

Расстановка знаков препинания подчиняется государственному стандарту, образцом которого может служить любой первоисточник, независимо от области и отраслей знания.

 

Дипломная работа должна быть вложена в папку со скоросшивателем или специальную папку для дипломных работ (это требование не является обязательным для реферата, но может быть использовано по желанию студента) и оформлена в двух экземплярах, один из которых в дальнейшем хранится в институте, а второй — у выпускника. Если обложка папки непрозрачная, на нее наклеивается дубликат титульного листа.

При отсутствии папки реферат вкладывается в стандартный прозрачный файл.

Отсчет страниц начинается с оглавления. Все листы работы нумеруются арабскими цифрами, внизу страницы справа. Приложения продолжают нумерацию страниц, но в общем объеме работы эти страницы не учитываются. В оглавлении номер страницы соответствует странице, на которой расположено название главы или раздела.

Титульный лист включает название учебного заведения, обозначение формы исследования, тему работы, курс и номер группы автора, его фамилию, имя, отчество, ученую степень и звание научного руководителя, фамилию и инициалы научного руководителя, место и год выполнения работы.


 

 

ОДЕССКИЙ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(заглавные жирным 14)

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

(заглавные 14)

ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ЕЕ ДЕВИАЦИИ

(В ТЕОРИИ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ)

(заглавные жирным 14)

 

 

 

 

 

Студента 2 курса группы

Мышкина М.

(прописные 14)

Научный руководитель:

Кошкина К.К.

(прописные 14)

 

Одесса 2010

(прописные 14)

 


 

3.2. Структурирование текста в главы и параграфы

Существует несколько формальных систем структурирования текста в главы и параграфы, из которых наиболее подходящими для дипломной работы являются две.

В десятичной системе применяются только арабские цифры для глав, а нумерация параграфов образуется путем приписывания к номеру главы номера параграфа, которые разделяют точкой. Таким образом, цифры "2.1" и "2.2" обозначают номера параграфов главы 2. Если параграф 2.2 делится на части, то для их обозначения используется следующая нумерация: 2.1.1, 2.1.2 и т. д.

Иллюстрации, графики, диаграммы выносятся в Приложения.

 

1.

Характерные особенности пограничной личности.

 

1.1.

Психиатрическая концепция пограничного состояния.

 

1.2.

Психоаналитические аспекты личности с пограничными нарушениями.

 

1.3.

Диагностические критерии отграничения пограничных состояний.

   

1.3.1.

Соотношение психотических и невротических составляющих в структуре пограничной личности.

   

1.3.2.

Диагностические критерии Кернберга в выделении пограничных нарушений.

   

1.3.3.

Телесный образ Я и граница телесности в пограничных состояниях.

 

1.4.

Типы защитных механизмов, свойственных пограничной личности.

 

Не менее распространенной является и другая система деления текста на основе использования римских цифр для обозначения глав и арабских цифр для параграфов и строчных букв со скобками для второго деления.

 

I.

Характерные особенности пограничной личности.

 

1.

Психиатрическая концепция пограничного состояния.

 

2.

Психоаналитические аспекты личности с пограничными нарушениями.

 

3.

Диагностические критерии отграничения пограничных состояний:

   

а)

соотношение психотических и невротических составляющих в структуре пограничной личности;

   

б)

диагностические критерии Кернберга в выделении пограничных нарушений;

   

в)

телесный образ Я и граница телесности в пограничных состояниях.

 

1.4.

Типы защитных механизмов, свойственных пограничной личности.

 

3.3.  Оформление научного аппарата

Реферат, курсовая работа, диплом являются учебными научными произведениями. Строгость и точность цитирования и правильное оформление научного аппарата – неотъемлемые атрибуты подлинно научной работы.

Требования к оформлению научного аппарата являются общими для всех отраслей знания и регламентированы действующими государственными стандартами, в том числе и в упрощенном варианте.

Для учебной научно-исследовательской работы достаточен минимальный научный аппарат, к которому относится правильное оформление цитат, примечаний, сносок, ссылок и списка использованной литературы. Другие элементы научного аппарата в настоящем методическом руководстве не рассматриваются, но студентам рекомендуется постоянно обращать внимание на научный аппарат статей и книг. Внешне научный аппарат проявляется в работе в виде постоянно встречающихся шифров, таких как "См.:" (смотри), "Ср.:" (сравни), "Там же", "Цит. по:" (цитируется по) и других.

Элементы научного аппарата выполняют в работе важные функции.

Цитата является точной, дословной выдержкой из какого-либо текста, включенной в собственный текст. Цитаты являются подтверждением высказанной мысли или аргумента.

Следует по возможности избегать цитирования общеобразовательных изданий (энциклопедии, словари, словари-справочники), равно как и вторичного цитирования. Вторичное цитирование, т. е. заимствование цитат из чужого произведения, допускается, если первоисточник практически не доступен.

Сноска – дополнительный текст, помещенный отдельно от основного внизу страницы (подстрочная) или в конце всего текста (затекстовая). Нумерация затекстовых примечаний является сквозной, а подстрочных - может быть как сквозной, так и постраничной. Сноска может содержать ссылку на первоисточник или примечание автора, не вписывающееся в основной текст.

Ссылка является указанием источника, на который ссылаются. В библиографических ссылках указывают произведения печати, упомянутые или цитированные в основном тексте, в которых читатель может найти дальнейшие сведения о предмете, пояснительный и дополнительный материал.

Ссылка на вторичную цитату начинается шифром "Цит. по:" и далее дается ссылка на источник, откуда взята цитата.

Примечание – это дополнительное замечание, которое содержится в сноске. Примечания помогают лучше и точнее понять основной текст. Они сообщают фактические сведения об упоминаемых вещах, событиях, лицах, скрытых цитатах.

Ссылка на источник при прямом цитировании (Кернберг утверждает: «Типичными симптомами нарциссической личности…») и косвенном (Кернберг утверждает, что типичными симптомами нарциссической личности…) оформляется одним из двух способов.

Она может идти непосредственно за цитатой в тексте: в квадратных скобках через точку с запятой указываются номер цитируемого произведения в списке использованной литературы и страница.

| Кернберг утверждает: «Типичными симптомами нарциссической личности в области…» [18; 97]

Ссылка на источник в сноске должна содержать: фамилию и инициалы автора работы; полное название работы (книги, статьи и пр.); место, где издана работа; издательство; год издания; страницу.

Для обозначения выходных сведений цитируемого издания рекомендуется пользоваться сокращениями, принятыми в языке источника.

При цитировании журнальных статей или статей из сборников и многотомников следует указать автора, название статьи, название журнала, год, номер журнала (выпуска, тома) и страницу.

Ссылка на источник в целом, когда в сжатом виде передается мысль, выраженная у автора на большом объеме страниц, идет непосредственно за изложением этой мысли в круглых скобках – фамилия автора, год издания, через запятую.

| Кернберг полагает, что при тяжелых личностных расстройствах… (Кернберг, 2000).

В этом случае русскоязычное или другое написание фамилии автора определяется языком первоисточника, который в обязательном порядке должен присутствовать в списке использованной литературы.

Список использованной литературы представляет собой пронумерованный арабскими цифрами перечень использованных книг, статей и пр. В список обязательно должны входить источники, на которые есть ссылки в тексте работы.

В начале списка необходимо указать словари, словари-справочники и энциклопедии, которые были использованы в процессе научного исследования. Затем перечисляются прочие первоисточники (книги, монографии, статьи и т.д.).

Литература помещается в список в строго алфавитном порядке (сначала на русском, затем на иностранных языках по фамилиям авторов либо по названию сочинений, если автор не указан).

Библиографическое описание книг – выходные сведения издания – обычно можно найти на обратной стороне титульного листа. Оно содержит: фамилию и инициалы автора; заглавие книги; место издания; издательство; год издания; общее количество страниц.

При использовании многотомников описывается каждый том в отдельности.

 

При описании отдельного тома из многотомного издания после заглавия указывается объем (количество томов) и номер тома.

Элленбергер Г.Ф. Открытие бессознательного. История и эволюция динамической психиатрии. В 2-х т. Часть 1: От первобытных времен до психологического анализа. – СПб.: Академический проект, 2001. – 560с.

 

При описании статей из сборника указываются: фамилия и инициалы автора; заглавие статьи; после знака "//" заглавие сборника; сведения о редакторе или организации, ответственной за выпуск; место издания; издательство; год издания; номера первой и последней страниц статьи.

Юнг К.Г. Перемещение либидо как возможный источник первобытного человеческого творчества // Между Эдипом и Осирисом: Становление психоаналитической концепции мифа. Составитель В.Менжулин. – Львов: Инициатива; М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – с.247-275.

При описании статей из журналов: фамилия и инициалы автора; заглавие статьи; заглавие журнала после знака "//"; год издания; номер выпуска; номера первой и последней страниц статьи.

Мурзина О.П. Психоаналитические аспекты аддитивного поведения // Психоаналитический вестник. – М., 2005. – № 13. – с.97-111.

При числе авторов свыше трех человек достаточно указать фамилию и инициалы первого, ограничившись добавлением "и др."; если авторы на титульном листе издания не обозначены, то его помещают в алфавитный список по первой букве названия. То же самое относится и к цитированию таких изданий в тексте работы.

Ермолова И.Е. и др. Античность. Словарь-справочник по истории, культуре и мифологии. Под общей редакцией В.Н.Ярхо. – Дубна: Феникс +, 2003. – 296с.

В описании источников следует сокращать названия городов Москва, Ленинград, Петроград, Санкт-Петербург (М., Л., Пг., СПб.), названия других городов не сокращают.

Специальные обозначения (формулы, символы), если нет возможности их отпечатать, вписываются четким почерком черным цветом.

 

3.4.   Оформление приложений

Приложения содержат таблицы и рисунки (диаграммы, схемы, графики и т.д.). В тексте обязательно должна быть ссылка на таблицу или рисунок и их описание.

Приложения имеют сквозную нумерацию, таблицы и рисунки нумеруются отдельно с обязательным указанием названия.

В тексте работы ссылка на приложения берется в круглые скобки: (Прил.1. Рис.2).

 

Приложение 1. Психоаналитическая модель психического аппарата.

Сознание (сзн)

________________________

Предсознательное (прсзн)

________________________

Бессознательное (бсзн)

Рис. 1. Топическая модель.

Сверх-Я

________________________

Я

_________________________

Оно

Рис. 2. Структурная модель.

 

Таблицы также выносятся в Приложения и подписываются как таблицы с обязательным указанием названия.

 

Приложение 2.

Точка зрения Фрейда

Теория травмы

до 1897г.

Теория инстинктов

после 1897г.

Соотношение

жертва/виновник

Пациент-жертва, жертва соблазнов, насилия и психологической жестокости

Пациент-виновник (ребенком он желает овладеть матерью/отцом, устранить мать/отца)

Соотношение

реальность/фантазия

Реальность

Фантазия

Главные направления

в психоанализе

Ференци и венгерская школа (главный представитель М.Балинт); Д.В.Винникот;

Х.Кохут и психология Самости

Главные направления психоанализа: Я-психология; теория объектных отношений

Основные направления

вне психоанализа

А.Миллер: драма одаренного ребенка.

Д.Мэссон: Что они сделали с тобой, бедное дитя?

А.Яновс: первичная терапия.

 

Таблица 1. Сравнение теории травмы и теории инстинктов.

 

4. Учебный план по выполнению рефератов на 1 - 6 семестры

В Одесском Психоаналитическом Институте студенты должны выполнить два реферата в семестр по следующим дисциплинам:

1 семестр «История западного психоанализа» («История отечественного психоанализа»)

«Культурология» («Психоанализ общества (литература, театр, изобразительное искусство, кинематография)»)

Биография классиков психоанализа

2 семестр «Психоаналитическая пропедевтика»

«Постфрейдизм»

3 семестр Отчет по практике (первичная консультация родителей; дневник наблюдения за ребенком; проработка статьи с преподавателем)

4 семестр «Теория объектных отношений» (М.Кляйн, М.Маллер)

«Пограничные расстройства»

«Нарциссизм»

5 семестр «Техника и практика психоанализа личности»

Анализ случая (собственная практика; художественное произведение)

6 семестр Наблюдение за работой педагога в групповом процессе

 

 
Новик К.К, Новик Дж. "Сущность мазохизма" -- Журнал практической психологии и психоанализа, №4, 2004
 
Нэнси Мак-Вильямс - Психоаналитическая диагностика - Понимание структуры личности в клиническом процессе

Скачать Нэнси Мак-Вильямс - Психоаналитическая диагностика - Понимание структуры личности в клиническом процессе

 
О'Шонесси Э. "Теория мышления У.Р. Биона и новые техники детского анализа"
 
Палларо П. "Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях"
 
Психоаналитический метод Фрейда
 
Р. Гринсон. Техника и практика психоанализа

Скачать файл

 
Ривьер Д. "Ревность как механизм защиты"
 
Романов А. "Интерсубъективный подход в психоанализе: историко-теоретический экскурс" Доклад на конференции к 100-летию IPA "Психоанализ вчера, сегодня, завтра", 11.12.10
 
Салий Ю. "Силы добра и зла. Что такое смертный грех и как с ним бороться?" Доклад на конференции "Психоанализ. Любовь и ненависть" к 10-летию ОПИ, 1.08.09
 
Сегал Ханна "Что такое объект?"
 
Словарь встречающихся терминов из книги Филлис Тайсон и Роберт Тайсон "Психоаналитические теории развития"

скачать файл

 
Тонких Л. "Любовь. Творчество. Самоубийство" Доклад на конференции "Психоанализ. Любовь и ненависть" к 10-летию ОПИ, 1.08.09
 
Тонких Л. "Поиск идентичности: болезнь или роль, навязанная окружением" Доклад на конференции к 100-летию IPA "Психоанализ вчера, сегодня, завтра", 11.12.10
 
Ухач И. "Листая страницы истории" Доклад на конференции к 100-летию IPA "Психоанализ вчера, сегодня, завтра", 11.12.10
 
Фэйрберн Р. Д. "Пересмотр психопатологии психозов и неврозов."
 
Фэйрнберн Р.Д. "Стадии развития теории объектных отношений личности"
 
Хайнц Кохут - Анализ самости

Скачать файл

 
Циантис Дж. "Вопросы контрпереноса в психоаналитической психотерапии детей и подростков: краткий обзор"
 
Шарфф Д.С. Сексуальные отношения главы 10, 11, 12

 

 
Шарфф Дэвид, Шарфф Джилл — «Сексуальные отношения»

Шарфф Дэвид, Шарфф Джилл — «Сексуальные отношения» (скачать)

 
«ПерваяПредыдущая1234СледующаяПоследняя»

Страница 3 из 4
 

Новости

набор 2018-2021

ОДЕССКОЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО  ОДЕССКИЙ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ    Обьявляет набор на 2018-2021 гг обучения    В программе обучения: • История возникновения и развития психоанализа  • Теория психоанализа (психология влечений З.Фрейда, Эго-психология, теория М.Кляйн, теория обьектных отношений М.Маляр, психология ... узнать подробнее...

псиКлуб 10_18

News image

узнать подробнее...

диско клуб Диссоциация 10/2018

News image

  Уважаемые друзья, приглашаем вас посетить очередное заседание нашего Дискуссионного клуба,    19.10.2018, в 18.00  ул.Пушкинская 32,оф. 39.     Для обсуждения предлагается статья М.Хирша «Телесная диссоциация как последствие травмы» 20... узнать подробнее...

Пси клуб 29.09.18

News image

узнать подробнее...

Киноклуб 28.09.18

News image

Одесское Психоаналитическое общество приглашает на киноклуб 28 сентября     в 18.00 по адресу: ул. Пушкинская 32,оф.39. на просмотр и обсуждение фильма: Фильм Она     Премьера: 2016 г. (США) Режиссер: Пол Верховен Автор идеи: Филипп ... узнать подробнее...

Дискуссионный клуб 14 09 18

    Дорогие коллеги, будем рады встрече с вами на первом в этом учебном году заседании нашего Дискуссионного Психоаналитического клуба,     которое состоится в пятницу,14 сентября, в 18.00 по адресу:   Пушкинская 32, оф.39, ... узнать подробнее...

otto kernberg 2018

News image

узнать подробнее...

Трансформационный тренинг "Магия возрожд

News image

узнать подробнее...

Женщина 21 века. Семейное, социальное, с

News image

Одесский форум - Мир без войны. Психология и консультирование. 29-30 апреля 2017 в Одессе. В этом году участники форума обсудят женскую тему: “ЖЕНЩИНА 21 ВЕКА. СЕМЕЙНОЕ, СОЦИАЛЬНОЕ, САКРАЛЬНОЕ” Сегодня женщина все активнее включена в соци... узнать подробнее...